«На закупках для медицины городская власть зарабатывает миллионы» — Сергей Завгородний

0

Бывший главный врач Центра скорой и экстремальной медицины Сергей Завгородний рассказал о схемах  в городской медицине, посредством которых чиновники мэрии выводят из бюджета миллионы гривен.

Открытый  конфликт между городским головой Запорожья Владимиром Буряком и бывшим руководителем городской больницы №5 Сергеем Завгородним переходит на другой уровень. Так, 1–го марта апелляционный суд Запорожской области отменил решение суда первой инстанции и признал увольнение Сергея Завгороднего с должности главного врача городского центра скорой и экстремальной медицины законным.  По словам Завгороднего, это решение апелляции  ничуть  его не удивило, и он готов  продолжить борьбу в высших судебных инстанциях.

Сергей Николаевич, решение апелляционного суда было принято заочно. Почему Вы не пошли на заседание?

— Как вы знаете, районный суд принял решение в мою пользу. Своим постановлением суд  обязал городского голову Запорожья Владимира Буряка восстановить меня в должности и  компенсировать вынужденные прогулы.  Буряк  подал апелляционную жалобу, и апелляционный суд удовлетворил его иск. Я был готов к такому развитию событий: выиграть судебное противостояние с властью на подконтрольной ей территории – это очень маловероятно.  Я это понимал, и, по сути, по этой причине принял решение не идти на заседание апелляционного суда. Но, это не значит, что я не намерен бороться. На своей августовской пресс-конференции по факту моего увольнения, я  сказал, что для меня судебный процесс с Владимиром Буряком – дело чести.  На сегодняшний день я на  этой же позиции.  Если встанет необходимость, я готов отстаивать свою правоту в Европейском суде.

—  Суд первой инстанции восстановил Вас в должности и в январе 2017 года Вы вышли на работу.  На сегодня вы  все еще занимаете должность главного врача?  

—  Нет, я уволен.  Буквально на следующий день после вынесения апелляционного решения ко мне приехала лично глава Департамента здравоохранения Виктория Ушакова и привезла мою трудовую книжку с записью об увольнении.

— Секундочку, но ведь на следующий день после суда решение еще не вступило в силу –  законом предоставляется срок на обжалование в высшей инстанции, и только потом (если обжалование не поступило) решение вступает в силу.  Не слишком ли поторопились госпожа Ушакова расписаться под вашим увольнением?

— Это момент мы тоже будем оспаривать в суде. Знаете, вообще сложилось впечатление, что решение касательно законности моего увольнения в апелляционном суде было принято заранее. На видео о ходе заседания видно, что представители горсовета заходят в зал, находятся там буквально пару минут и уходят.

— На следующий день после решения суда сайт «Индустриалка» (издание финансируется комбинатом «Запорожсталь» и является пиар-ресурсом городской исполнительной власти – от ред) опубликовала текст, в котором «открыл тайну» о мотивах Вашего нежелания заключать договор аренды помещения. В статье сказано, что причина в личных интересах, ибо на это помещение, по версии издания, претендовало предприятие «ТВІЙ ЛІКАР», руководителем которого является Ваша дочь. 

— Я намерен требовать от издания официального опровержения. Это абсолютно голословные заявления, которые не подкреплены ни одним документом или официальным источником.  Аптека «ТВІЙ ЛІКАР»  продана еще два года назад, таким образом, информация, изложенная в публикации —  лживая.

— В этой же статье сообщается, что депутатская комиссия по вопросам коммунальной собственности не раз рекомендовала Департаменту здравоохранения разорвать с Вами контракт, и один из главных аргументов — ущерб на сумму более 200 тыс. грн., нанесенный Вашими действиями городскому бюджету. То есть, члены депутатской комиссии по вопросам коммунальной собственности еще с весны прошлого года (так следует из статьи) владеют информацией о совершении преступления касательно городского бюджета. Однако заявление в правоохранительные органы от них не поступало. Это же можно трактовать, как укрывательство  преступления. 

—  Происхождение и законность  этой информации – о 200 тысячах ущерба бюджету – я тоже выясню в суде. Материальные претензии ко мне выдвинуты, но сумма совсем друга. Директор департамента по вопросам здравоохранения Виктория Ушакова подала на меня иск, в котором заявляет, что я, не заключив договор аренды с аптекой, нанес ущерб в 34 тысячи. То есть мне предстоит еще один судебный процесс с городской властью.

Может это как раз тот случай, когда лучшая защита – нападение. Мы уже давали информацию о том, что правоохранительные органы ведут следствие по уголовному производству, касательно закупок департаментом здравоохранения медикаментов и медоборудования для 5-й городской больницы. По нашей информации сейчас дело возбуждено по факту, но у следствия уже есть веские основания для предъявления подозрения конкретным должностным лицам горсовета. Могли бы вы поделиться подробностями скандальной ситуации с закупками?

— Однозначно, оборудование больнице необходимо. Это даже не обсуждается. В течение нескольких лет мы давали на профильный департамент заявки на покупку дыхательной аппаратуры, рентгена, компьютерного томографа, ангиографа. Что касается непосредственно ангиографа, то больница в нем очень нуждается. В нашей клинике в год получают медицинскую помощь  более 1000  пациентов, которым необходимо ангиографическое обследование. По статистике 20%  — летальные исходы. Если бы врачи нашей больнице имели бы возможность проводить ангиографическое обследование, летальность сократилась бы в половину. Но, в своих заявках мы просили оборудование системы С-арка. Это то оборудование, которое более рационально и целесообразно в условиях нужд нашей клиники. Цена такого оборудования – 8-12 млн. грн. Весной 2016 мне звонят из департамента и спрашивают: «А  если мы купим ангеограф фирмы «Тошиба»? Это оборудование мощнее, функциональнее, естественно мы отнеслись к намерению властей положительно. Но. Как выяснилось вскоре, цель мэрии – не столько оснастить клинику максимально эффективным и целесообразным оборудованием, а провернуть схему на дорогостоящей закупке. В тендерной документации Департамент выставил стоимость закупки ангиографа — 900 тысяч долларов. Так вот сама компания-поставщик предлагала ангиограф к продаже на 4 миллиона дешевле. Но в мэрии настаивали, чтобы поставщик продал не дешевле 22 миллионов – он честно забирает свое, реальную стоимость оборудования, а остальное, что сверху, достается городскому руководству. Но, насколько мне известно, поставщик ответил, что не может продать по настолько завышенной цене и сотрудничать с запорожской городской властью по такой схеме отказался. Поэтому тендер и не состоялся.

— То есть из-за страсти городской верхушке к наживе бюджетными деньгами, центральная клиника города в этом году осталась без ангиографа?

— По факту да. Тендер был отменен незадолго до его проведения. Но планы по закупке ангиографа остались. На каких условиях – мне не известно.

—  Неприятная история имела место с дыхательной аппаратурой, которую Департамент закупил и поставил в Центр экстремальной медицины. В прокуратуру поступила информация, что новое оборудование находится в нерабочем состоянии, и это подтвердилось в ходе обыска.

—  На закупку трех единиц дыхательной аппаратуры было выделено 1 млн. 800 тысяч гривен. Этой суммы вполне достаточно на то, чтобы приобрести для Запорожья высококачественное оборудование. Однако техзадание на тендер было прописано под определенного поставщика – под компанию «Мульти плюс». (Для понимания ситуации, в 2016 году эта фирма выиграла  60 тендеров в сфере здравоохранения в Запорожье). Согласно итогам торгов по закупке дыхательной аппаратуры победила эта же фирма, и было закуплено три аппарата на сумму 1 млн. 100 тысяч гривен. Аппараты низкого качества, с высоким расходом лекарств – объемы, которые в других аппаратах уходит на анестезию 30 пациентов, здесь актуальны лишь на одного пациента.  Аппаратуру доставили в клинику, где она ожидала установки и подключения. В середине февраля в клинику прибыл инженер компании-поставщика для подключения нового оборудования. В присутствии руководства больницы и отделения анестезии коробки были вскрыты, однако подключить  аппараты не удалось. Все три оказались не пригодны к эксплуатации. Представитель компании составил соответствующее экспертное заключение, аппаратуру запаковали в коробки и опечатали.

 — По нашей информации, у следствия есть вопросы и по поводу закупки рентгена и компьютерного томографа.  Это оборудование в рабочем состоянии?

—  Да, оборудование рабочее и уже функционирует. Здесь вопрос исключительно по стоимости закупки. К примеру,  при закупке  рентгена  схема была такая. Город выделил на его приобретение 350 тысяч гривен. За эту же сумму он был и куплен. А на сайте поставщика цена обозначена более, чем в  два раза дешевле — 160 тысяч гривен. Компьютерный томограф: тендер выиграло частное предприятие. Изначально сделали заявку на участие, обозначив цену в 250 тысяч. Потом снялись с конкурса, и вскоре появились снова, но уже с ценой на 100 тысяч выше первоначальной и выиграли. Но самая крупная афера — это  умышленная организация  договорной закупки. Департамент здравоохранения подробил лоты на маленькие суммы ниже пороговой стоимости и  функцию закупки завели на больницы. Медучреждения обязали проводить закупки медикаментов и оборудования у конкретных фирм по ценам, значительно превышающих среднерыночные.  На реализации этой схемы городская власть отмыла миллионы.

— Есть примеры в других городах, когда не тратятся бюджетные средства на закупку дорогостоящего оборудования, а покупается услуга в других клиниках, где уже есть такое оборудование. То есть за средства бюджета обеспечивается бесплатное обследование для пациентов. В Запорожье это можно делать?

— Не просто можно, но и нужно! В беседе с профильным замом Анатолием Пустоваровым я не раз говорил о том, что не рационально используется бюджет. К примеру, ситуация с ангиографом. К стоимости самого оборудования приплюсуйте еще оплату помещения,  расходники, обучение и зарплата медперсонала. Зачем, если можно сотрудничать с частной клиникой, и все затраты они возьмут на свои плечи. В Запорожье можно и нужно сотрудничать с областной больницей – там ангиограф не задействован даже на треть своих возможностей. За те деньги, которые Анатолий Пустоваров и Виктория Ушакова запланировали  потратить на покупку ангиографа, можно 7 лет обследовать запорожцев по схеме партнерства с другой клиникой. Но, я пришел к выводу, что рациональное использование бюджетных средств – это не есть цель и задача для нынешней городской верхушки.

— Вы врач с большим стажем, 5 лет руководили самым крупным медицинским учреждением города. Скажите,  схемы, подобные тем, о которых мы говорили, и раньше существовали или это «новое изобретение»?

—  Схемы существовали и раньше. Но такого ущерба государству, которое нанесли тендеры, не нанесла ни одна беда. За те бюджетные деньги, за которые власти «скупились» для города, можно было бы купить в два раза больше.  И пока такие действия безнаказанны — это будет продолжаться.

Источник

Поделиться

Оставьте свое сообщение